Посчитаем все затраты

Методика расчетов, использованная в этой статье, позволяет весьма точно определить стоимость эксплуатации парамотора пилотом-любителем. Эта методика используется нашей фирмой для оценки потребительских свойств перспективной продукции, а те результаты которые она дает, будут полезны для всех, кто летает для собственного удовольствия и при этом хочет эффективно тратить деньги. Такая методика несложна и используется для оценки товаров потребительского, не производственного (т.е. не предназначенного для зарабатывания денег) назначения. Например, офисной и домашней оргтехники. Встречается она и в авиационных изданиях ориентированных на любителей авиации. Сравнение по ней двухтактных и четырехтактных моторов "ROTAX" показало бесспорное преимущество первых в любительской авиации и вторых - в коммерческой.

Особенность любительского сектора авиации в сравнительно небольшом годовом налете. Большая часть пилотов-любителей имеют среднегодовой налет 25...50 ч, значительно меньшая - 50...100 ч. Поэтому статьи, определяющие стоимость эксплуатации: покупная стоимость, ресурс, почасовые расходы влияют на нее в иной, по сравнению с интенсивным коммерческим использованием, пропорции.

В качестве характерного примера приведен расчет стоимости суммарных расходов и стоимости летного часа двух парамоторов, наиболее популярных сейчас в СНГ моделей: "Татуш" Т120М компании "АРЕЙ" и "Охотник" компании "АСА". Эти аппараты нацелены на один сектор рынка, поэтому имеют близкую конструкцию и летно-технические данные. Главное их отличие - используемый двигатель: отечественный А-170 на Т120М и немецкий SOLO-210 на "Охотнике".

Для того, чтобы не погрязнуть в широко распространенной, но необъективной информации, мы использовали только данные из авторитетных источников, не противоречащие нашему опыту эксплуатации и другой информации, объективность и достоверность которой не вызывает сомнений. Источники указаны.

Стоимость парамоторов и запасных частей взята из прайс-листов производителей. Стоимость стандартных изделий и ГСМ принята по среднерыночным ценам в Красноярске. Сравниваются модели в базовой, наиболее популярной, комплектации: со шнуровым стартером, с подвесной системой и транспортировочными сумками.

Данные о периодичности обслуживания получены из инструкций по эксплуатации. Нет пока достоверной информации о ресурсе ремня редуктора, но влияние этого фактора достаточно мало и им можно безболезненно пренебречь. Для упрощения расчетов принято, что ресурс рамы и редуктора равен ресурсу двигателя.

Рекомендуемый ресурс двигателя SOLO-210 до замены цилиндро-поршневой группы - 300 ч - взят из технических данных, указанных американским дистрибьютором этого мотора - фирмой "Wings and Things". Такой же ресурс на свои моторы называет признанный лидер в области двигателей для СЛА - "ROTAX" (для двухтатктных двигателей, прим. ред.). SOLO-210 допускают два капремонта, налетывая до полного износа 900 ч. Средний расход топлива мотором SOLO-210 по информации фирмы "La Mouette" составляет 3,5...3,7 л/ч.

Фото 1 Парамотор "Татуш" Т120М с двигателем А-170 (Россия)

Фото 2  Парамотор "Охотник" с двигателем SOLO-210 (Германия)

Заявленный ресурс А-170 - 150 ч до капремонта - подтвержден наработкой наших моторов первых выпусков у самых активно летающих владельцев. Моторы более поздних серий не имеют пока такой наработки и говорить об увеличении ресурса пока рано. Устанавливая такой ресурс, мы ориентировались на величину гарантийного пробега мотоцикла “ИЖ-Ю5” с коляской, мотор которого работает в близком по нагрузке режиме: 12000 км, что при скорости 60 км/ч соответствует 200 ч.

Таблица 1

Исходные данные для расчета
Модель Т120М "Охотник"
Цена, USD 1960 3200
Мотор А-170, Россия SOLO-210, Германия
Рабочий объем двигателя, см.куб 173 210
Мощность мотора, л.с. 16 14,5
Статическая тяга, кг 54 50
Вес парамотора, кг 26 21
Рекомендуемый вес пилота, кг 60-100 50-85
Топливо АИ-93+2% мин. масла АИ-95+2% синт. масла
Средний расход топлива л/ч 3,5 3,5
Рекомендуемый ресурс, ч
- до капремонта двигателя
- полный

150
450

300
900
Стоимость деталей, USD / Периодичность замены, ч или год
Заменяемые детали: Т120М "Охотник"
детали, заменяемые при капремонте: цилиндр, поршень с кольцами, прокладки, коренные подшипники коленвала 133 / 150 450 / 300
амортизаторы мотора 30 / год 30 / год
свеча зажигания 1 / 25 3 / 50
поршневые кольца 5 / 75 ------
шнур стартера 0,5 / 25 4,7 / 50

 Таблица 2

Расчет часовых расходов, USD

Т120М "Охотник"

ЧАСОВЫЕ РАСХОДЫ Стоим. ед. Расход, ед/ч Стоим., USD/ч Стоим. ед. Расход, ед/ч Стоим., USD/ч

Свеча зажигания, шт 1 0,04 0,04 3 0,02 0,06

Шнур стартера, шт 0,5 0,04 0,02 4,7 0,02 0,094

Бензин, л 0,4 3,5 1,4 0,47 3,5 1,645

Масло, л 10 0,07 0,7 15 0,07 1,05

ИТОГО, USD/ч 2,16 2,849

РАЗОВЫЕ РАСХОДЫ Периодичность Цена, USD Периодичность Цена, USD

Капремонт 150 часов 135 300 часов 450

Амортизаторы мотора год 30 год 30

Поршневые кольца 75 часов 5

Таблица 3

СУММАРНЫЕ ГОДОВЫЕ РАСХОДЫ

(включая затраты на покупку парамотора в первый год И КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ) , USD



Годовой налет 50 ч. Годовой налет 100 ч.

ГОДЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ Т120М "Охотник" Т120М "Охотник"

1(первый_) 2068,00 3342,45 2181,00 3484,90

2 143,00 172,45 381,00 314,90

3 138,00 172,45 251,00 314,90

4 278,00 172,45 386,00 734,90

5 138,00 172,45 125,50 314,90

Сумма расходов за 5 лет 2765,00 4032,25 3324,50 5164,50

Стоимость летного часа 11,06 16,13 7,39 10,33

6 143,00 172,45 314,90

7 278,00 592,45 734,90

8 138,00 172,45 314,90

9 143,00 172,45 314,90

10 - 172,45 -

Сумма расходов 3478,06 5330,63 6854,43

Стоимость летного часа 7,73 11,85 7,62

В четырех правых столбцах табл.3 приведена сумма всех затрат за год, которые нужно произвести при указанном годовом налете. Заливкой выделены итоги за 5 и 10 лет соответственно. Из табл. 3 видно, что при годовом налете 50 ч сроки службы составят соответственно Т120М - 9 лет, "Охотника" - около 16 лет. При годовом налете 100 ч сроки эксплуатации сократятся соответственно до 5 и 9 лет. Средняя стоимость летного часа получена делением всех затрат за период эксплуатации на летное время за этот период.

А.Письман (Красноярск)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Engine Resource Guide", "Ultralightn Flying!" - 7 / 97.

2. Инструкция по эксплуатации парамоторов "Adventure".

3. www.lamouette.planetb.fr

4. www.adventure.tm.fr


Copyright © 1998-2005 КОНДОР
liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня
Дизайн Оптимизация Карта сайта

 

Hosted by uCoz