Посчитаем все затраты
Методика расчетов, использованная в этой статье, позволяет весьма точно
определить стоимость эксплуатации парамотора пилотом-любителем. Эта
методика используется нашей фирмой для оценки потребительских свойств
перспективной продукции, а те результаты которые она дает, будут полезны
для всех, кто летает для собственного удовольствия и при этом хочет
эффективно тратить деньги. Такая методика несложна и используется для
оценки товаров потребительского, не производственного (т.е. не предназначенного
для зарабатывания денег) назначения. Например, офисной и домашней оргтехники.
Встречается она и в авиационных изданиях ориентированных на любителей
авиации. Сравнение по ней двухтактных и четырехтактных моторов "ROTAX"
показало бесспорное преимущество первых в любительской авиации и вторых
- в коммерческой.
Особенность любительского сектора авиации в сравнительно небольшом годовом
налете. Большая часть пилотов-любителей имеют среднегодовой налет 25...50
ч, значительно меньшая - 50...100 ч. Поэтому статьи, определяющие стоимость
эксплуатации: покупная стоимость, ресурс, почасовые расходы влияют на
нее в иной, по сравнению с интенсивным коммерческим использованием,
пропорции.
В качестве характерного примера приведен расчет стоимости суммарных
расходов и стоимости летного часа двух парамоторов, наиболее популярных
сейчас в СНГ моделей: "Татуш" Т120М компании "АРЕЙ" и "Охотник" компании
"АСА". Эти аппараты нацелены на один сектор рынка, поэтому имеют близкую
конструкцию и летно-технические данные. Главное их отличие - используемый
двигатель: отечественный А-170 на Т120М и немецкий SOLO-210 на "Охотнике".
Для того, чтобы не погрязнуть в широко распространенной, но необъективной
информации, мы использовали только данные из авторитетных источников,
не противоречащие нашему опыту эксплуатации и другой информации, объективность
и достоверность которой не вызывает сомнений. Источники указаны.
Стоимость парамоторов и запасных частей взята из прайс-листов производителей.
Стоимость стандартных изделий и ГСМ принята по среднерыночным ценам
в Красноярске. Сравниваются модели в базовой, наиболее популярной, комплектации:
со шнуровым стартером, с подвесной системой и транспортировочными сумками.
Данные о периодичности обслуживания получены из инструкций по эксплуатации.
Нет пока достоверной информации о ресурсе ремня редуктора, но влияние
этого фактора достаточно мало и им можно безболезненно пренебречь. Для
упрощения расчетов принято, что ресурс рамы и редуктора равен ресурсу
двигателя.
Рекомендуемый ресурс двигателя SOLO-210 до замены цилиндро-поршневой
группы - 300 ч - взят из технических данных, указанных американским
дистрибьютором этого мотора - фирмой "Wings and Things". Такой же ресурс
на свои моторы называет признанный лидер в области двигателей для СЛА
- "ROTAX" (для двухтатктных двигателей, прим. ред.). SOLO-210 допускают
два капремонта, налетывая до полного износа 900 ч. Средний расход топлива
мотором SOLO-210 по информации фирмы "La Mouette" составляет 3,5...3,7
л/ч.
Фото 1
Парамотор "Татуш" Т120М с двигателем А-170 (Россия)
Фото 2
Парамотор "Охотник" с двигателем SOLO-210 (Германия)
Заявленный ресурс А-170 - 150 ч до капремонта - подтвержден наработкой
наших моторов первых выпусков у самых активно летающих владельцев. Моторы
более поздних серий не имеют пока такой наработки и говорить об увеличении
ресурса пока рано. Устанавливая такой ресурс, мы ориентировались на
величину гарантийного пробега мотоцикла “ИЖ-Ю5” с коляской, мотор которого
работает в близком по нагрузке режиме: 12000 км, что при скорости 60
км/ч соответствует 200 ч.
Таблица 1
Исходные данные для расчета |
Модель |
Т120М |
"Охотник"
|
Цена, USD |
1960 |
3200 |
Мотор |
А-170, Россия |
SOLO-210, Германия |
Рабочий объем
двигателя, см.куб |
173 |
210 |
Мощность мотора, л.с. |
16 |
14,5 |
Статическая тяга, кг |
54 |
50 |
Вес парамотора, кг |
26 |
21 |
Рекомендуемый вес
пилота, кг |
60-100 |
50-85 |
Топливо |
АИ-93+2% мин. масла |
АИ-95+2% синт. масла |
Средний расход топлива
л/ч |
3,5 |
3,5 |
Рекомендуемый ресурс,
ч
- до капремонта двигателя
- полный |
150
450 |
300
900 |
Стоимость деталей, USD / Периодичность замены, ч или год
|
Заменяемые детали: |
Т120М |
"Охотник"
|
детали, заменяемые при капремонте: цилиндр, поршень с кольцами, прокладки,
коренные подшипники коленвала |
133 / 150 |
450 / 300 |
амортизаторы мотора |
30 / год |
30 / год |
свеча зажигания |
1 / 25 |
3 / 50 |
поршневые кольца |
5 / 75 |
------ |
шнур стартера |
0,5 / 25 |
4,7 / 50 |
Таблица 2
Расчет часовых расходов, USD
Т120М "Охотник"
ЧАСОВЫЕ РАСХОДЫ Стоим. ед. Расход, ед/ч Стоим., USD/ч Стоим. ед. Расход,
ед/ч Стоим., USD/ч
Свеча зажигания, шт 1 0,04 0,04 3 0,02 0,06
Шнур стартера, шт 0,5 0,04 0,02 4,7 0,02 0,094
Бензин, л 0,4 3,5 1,4 0,47 3,5 1,645
Масло, л 10 0,07 0,7 15 0,07 1,05
ИТОГО, USD/ч 2,16 2,849
РАЗОВЫЕ РАСХОДЫ Периодичность Цена, USD Периодичность Цена, USD
Капремонт 150 часов 135 300 часов 450
Амортизаторы мотора год 30 год 30
Поршневые кольца 75 часов 5
Таблица 3
СУММАРНЫЕ ГОДОВЫЕ РАСХОДЫ
(включая затраты на покупку парамотора в первый год И КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ
ДВИГАТЕЛЕЙ) , USD
Годовой налет 50 ч. Годовой налет 100 ч.
ГОДЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ Т120М "Охотник" Т120М "Охотник"
1(первый_) 2068,00 3342,45 2181,00 3484,90
2 143,00 172,45 381,00 314,90
3 138,00 172,45 251,00 314,90
4 278,00 172,45 386,00 734,90
5 138,00 172,45 125,50 314,90
Сумма расходов за 5 лет 2765,00 4032,25 3324,50 5164,50
Стоимость летного часа 11,06 16,13 7,39 10,33
6 143,00 172,45 314,90
7 278,00 592,45 734,90
8 138,00 172,45 314,90
9 143,00 172,45 314,90
10 - 172,45 -
Сумма расходов 3478,06 5330,63 6854,43
Стоимость летного часа 7,73 11,85 7,62
В четырех правых столбцах табл.3 приведена сумма всех затрат за год,
которые нужно произвести при указанном годовом налете. Заливкой выделены
итоги за 5 и 10 лет соответственно. Из табл. 3 видно, что при годовом
налете 50 ч сроки службы составят соответственно Т120М - 9 лет, "Охотника"
- около 16 лет. При годовом налете 100 ч сроки эксплуатации сократятся
соответственно до 5 и 9 лет. Средняя стоимость летного часа получена
делением всех затрат за период эксплуатации на летное время за этот
период.
А.Письман (Красноярск)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Engine Resource Guide", "Ultralightn Flying!" - 7 / 97.
2. Инструкция по эксплуатации парамоторов "Adventure".
3. www.lamouette.planetb.fr
4. www.adventure.tm.fr
Copyright ©
1998-2005 КОНДОР
Дизайн
Оптимизация Карта сайта
|