Парамотор выше 6000 метров.
Андрей Куринин (akyrinin@ngs.ru)
г.Новосибирск (дилер Иркутского параклуба)
Андрей Куринин. Отличный результат - это
мастерство пилота плюс качественный парамотор
В субботу сидели в Бердске у Володи, где я показывал фотки с 2х
недельных полетов в Болгарии на новом прототипе от АСА, конструктора
Кравченко Александра, парамоторил на Тайге-2, производства
Иркутского парапланерного клуба.
От поездки впечатлений было масса, фоток 7 компашек, но немного было
жалко, что не представился случай улететь за 6000. В принципе именно
эта идея была крайним аргументом при принятии решении о том куда
ехать? И что брать? Крыло новое, с моторными концами, было дано "на
пробу" - посмотреть, полетать, сравнить. В Олуденизе его и без меня
поколбасили, с меня только ощущения юзера, немного с моторным
уклоном. Понравилось, но о нем в отдельной статье. Своим
двухгодовалым Симоном, на котором больше тандемлю, чем летаю над
лесом тоже остался доволен. Возил его без аккумулятора (и без него
был перегруз в самолете), заводил от винта на старте выше 1500
метров. Конечно, это не ново, зимой в "минус" 26 от руки
раскручивал, но на такой высоте все же думал, что разряженность
воздуха скажется - все работало нормально. Кстати его большая
тяговооруженность и мой "бараний" вес было залогом того, что
возможно попытка покорить 6000 удастся. Как обычно самую серьезную
задумку обломала погода, хотя отпуск и без этого удался.
Венелин Стайков, по чьему приглашению я туда ездил, является
обладателем нескольких серьезных парамоторных достижений, таких как
набор 5514 метров у себя в Болгарии за счет "волны", трансБолгарский
беспосадочный перелет и ряда конструкторских решений в области
парамоторостроении. Так вот, он и заразил меня идеей - стартовав в
Македонии с горы высотой около 3 километров попытаться достигнуть
абсолютной высоты 6000 метров. Имея опыт подобного полета с этой же
целью, достаточно ясно донес теорию высотных полетов и дал несколько
рекомендаций. Опять же Венко давал под этот "проект" свой тандем
Паша 42, с красивой рекламой.
Прикатив на дружеские посиделки с мотором и явно великоватым для
меня крылом Блюз 31 от АСА, за очередным стаканом выдал идею
попробовать завтра "сходить на высоту". Сам Владимир как-то больше
1500 за ненадобностью не набирал, а мне вообще импонируют полеты над
лесом так низенько-низенько. Идея была улететь хотя бы на 4000,
поскольку это было реально, и без последствий нашего уже изрядно
уставшего организма. Реальна она была еще тем, что можно не крутить
настройки карбюратора, установленные Телегиным Леонидом во время
очередного посещения Новосибирска - как всегда проездом.
Погода явно этому способствовала, вчера прошел холодный фронт, и
установился хороший антициклон с почти безветрием и высоким, порядка
770 мм рт ст давлением. Опять же не хотелось всякого экстрима, типа
обледенения в облаках и отсутствия видимости, посему пока с погодкой
везло. Утром, по длинному шлейфу из трубы заводика напротив стало
ясно, что направление ветра юго-восточное и на высоте ветер все же
есть, а так как мы оба на Блюзах, а я с жутким недогрузом, то надо
было придумать, как не быть сдутым ветром, куда ни будь в море или в
город. До этого планировали стартовать с нашего любимого аэродрома
Бердск-Южный, но, определившись с ветром, отъехали подальше, так,
что дорогой подбора была трасса Новосибирск-Барнаул.
Приехали, и как-то сразу замерзли, пока собирали технику. Вокруг с
камерами насмехаясь, ходили пара добровольных помощников, немного
мешая фразами типа - "встань для лучшего вида сюда", "покрути
здесь…" и тд. А крутить и без того пришлось - накануне созванивался
с Письманом Александром (СибАЭРО) от которого получил подробную
инструкцию регулировки карбюратора на забеднение, чтобы и слетать и
двигатель совсем не "крякнуть", ну и еще ряд рекомендаций, хотя мой
вопрос встретил пессимистической фразой - "А оно тебе надо?".
Все-таки мысль "набрать выше 4000, авось получится" крепко засела в
голове. Посему крутил, грел, злился, опять пробовал, пока не стало
получаться.
Все пристегнуто, разогрето. Стартует Володя. Ему надоело меня ждать.
Я чуточку замешкался, оделся потеплее, и пока за пазуху размещал
всякое фото видео, он встегнулся и улетел.
Догоняю его в воздухе. Он, почему-то постоянно смещается вправо, и
зачем то иногда спиралит. Меня на недогруженном крыле сдувает, а он
заметно скоростнее. То залетит вперед, то ломанется по ветру.
Пытаюсь его "пощелкать", но он неуловим. Да и оптика у меня на
фотике не ахти.
Пора устроиться комфортнее. Настраиваю свой круиз-контроль, это я
так называю резинку, компенсирующую воздействие пружины, на +1.5
м/с, надеваю ножное управление, и полностью высвободив руки, начинаю
помаленьку снимать то фото, то видео.
Вот он я, Андрей Куринин
От Венко получил рекомендацию полностью освободить клеванты, дабы не
тормозить крыло, и не тратить тягу. Посему и воздух должен быть
ламинарным, чтобы руками турбуляки не отрабатывать, и газом нервно
не перебивать устойчивый набор. Воздух полностью стабилен, посему
малость парирую реактивный момент левой ногой.
Вот дымит Новосибирский Электродный завод
Вот дымит Новосибирский Электродный завод, а снизу птицефабрика, в
центре фотки поле с несколькими деревьями и есть место старта.
Меня сдувает. Уже набрал 2500. Пока возился и обустраивался потерял
Володю. Рядом нет. Вдруг на фоне полей вижу шурующий прямо по ветру
в направление дома желтый купол. Может скорость ему больше нравится,
чем высота? Как он потом сознался, в какой то момент еще и "бежал"
ногами, пролетая над запретной территорией с каким то непонятным
заводом, СБ которого уже арестовывало нашего безмоторника Мишукова
Сашу. Принципиально не делаю фоток этих сооружений, мало ли что? Тут
не удастся со связанными руками доказывать в ментовке, что ты был
"ветром уносимый". От мотора не избавишься, да и жалко его. Похоже,
Владимиру и хватило этих 2500, а мне интересно, как там выше?
Опять заводик дымит.
Кругом тишина и простор. Сколько я здесь ногами с рюкзаком оттопал
после первых улетов с лебедки, когда подбора еще и не было. Сейчас
даже на сие моторное мероприятие на трассе 2 машинки страхуют. Ну,
какой я экстремальщик?
После 2500 перевожу круиз контроль на +1м/с. Ветерок ровный, нигде
даже не качнет, помаленьку, из-за разряжения, стала расти скорость.
Недогруженный Блюз пошел почти под 40км/ч. Стало немного веселее,
чем просто стоять против ветра. Уже можно было, помаленьку
продвигаясь против ветра барражировать восьмерками над местом
старта, летая от карьера слева, до выбросов всякой гадости
электродным заводом в какое-то болото справа. С экологией явные
проблемы - мутные разводы, какая то пленка, мне сверху видно все.
Уже давно лечу в горнолыжных очках. Работаю только левой ногой.
Правая от бездействия затекает, разминаю ее.
Вот поворот головы налево и дорога в Новососедово
Погодка благодать - небо прозрачное голубое, ни облачка, проблем с
обледенением никаких. Как то не ощущается экстрим, вычитанный в
предыдущих отчетах о высотных полетах. На 4500 вылетаю на +1, и
помаленьку начинает скороподъемность падать, хотя я газ держу не
больше 60%. Опять же никакой волны, подъем чисто за счет тяги
движка.
Замерзла Гарминка 72, сволочь!!! С новыми заряженными
аккумуляторами. То же с фотиком, на пару-тройку кадров хватает,
потом опаньки, меняю аккумуляторы на свежие - та же история, за, то
есть чем заняться ;) . Замечаю, что после 1500 пейзаж как-то не
сильно меняется, высота ощущается только по Браунигеру. Проблем с
кислородным голоданием вроде нет. Еще веселуха - достаю из-за пазухи
видеокамеру, и она снимает по полминуты, потом пишет Battarey LOW и
выключается. Я ее обратно, в тепло, как бы самого не продуло.
Скорость уже порядка 45 км/ч, натянутый капюшон от куртки постоянно
сдувает, из-за растегивания воротника и вынимания камеры. Приходится
держать рукой. Опять же занятие физическое, а значит греемся.
Вот он снова я
Руки в лайкровых перчатках для беговых лыжников не мерзнут, хотя в
резерве, рядом из нагрудного кармана торчат синтепоновые варежки. И
еще есть СЕКРЕТНОЕ оружие в борьбе с холодом - термостельки греющие
от какой-то химической реакции, стоит только их помять. Они тут же
рядом, но пока в них нужды нет. Другой вариант чтобы руки не мерзли
- как муфту использовать фронтальную сумку от АВА-Спорт. В ней на
неопреновых стенках молнии стоят, руки с обоих сторон сунул и не
дует.
Проходя каждые последующие 500 метров включаю на несколько секунд
ЖПСку, дабы хоть немного писала трек и фиксировала высоту. После
5500 завести ее уже не удалось. Как выяснилось позже,
зафиксированная высота была не больше 4900м, а выше она даже тест не
проходила - замерзала и отключалась.
Трек GPS здесь >>>
Справа
наше псевдо-море
Прямо
город работников Электродного завода - Линево и дорога на Барнаул
Зимой на нем со льда классно на телеге тандемить, или просто
задуряться без крыла. Есть уникум под 130 кг в трусах сделавшей на
трехлыжной телеге бочку, когда на заструг заехал.
Прямо
город работников Электродного завода - Линево и дорога на Барнаул.
Парамотор продолжает устойчивый набор. Перевел круизконтроль в режим
полного газа. Никаких проблем, еще лезем.
Уже хорошо видна кривизна земли
Еще немного и космос. Уже хорошо видна кривизна земли. Слонов, ее
держащих, не видно.
Успешно преодолеваю 6000 метров. Как-то не верится, что все так
легко. Помаленьку одолевают галюны, ору матерные песни, но это
скорее от избытка эмоций, а может и есть та самая эйфория от
кислородного голодания, за которым пофигизм. Повторяю таблицу
умножения, вожусь с замерзшим фото-видео барахлом. Короче полное
сосредоточение внимания. Наверное, очень тепло оделся, хотя это
лишним никогда не было.
Набор
высоты парамотором устойчивый - +0,4 +0,5
На
6150 делаю последний снимок
В принципе дело сделано, за 6000 залез, сбылась мечта идиота. Решаю
закрепить достигнутое и лезу еще маленько. На 6150 делаю последний
снимок.
Конечно получал рекомендацию - лезть до последнего
пока -0.0+0.1 в течении хотя бы получаса не будет, но я не жадный.
Оставляю резерв на приезда комиссара из ФАИ, и глушу двиг. Как
оказалось вовремя - уже на земле канистра оказывается абсолютно
сухой и возле топливоприемника лужица с чайную ложечку. Вот это
влетанность!!! Ай да чувство железки. Я, конечно, сам виноват -
залил 10 литров, вместо штатных 11.5, и еще реально минут 15 на
земле гонял, настраивая карб, то есть задел еще реально на 500
метров есть.
Вот
намозоливший за пару часов глаза электродный с парамоторных 6000
Прусь от скорости свободного полета, на
недогруженном Блюзе под 50 (кто сказал что медленное крыло). Вот
намозоливший за пару часов глаза электродный с парамоторных 6000.
Достаю сотовый. Он долго пытается найти оператора. Нифига. Камера
сказала ОПАНЬКИ, Гарминка давно на POWER не отзывается.
Плавно сдуваюсь. По рации сообщаю машине подбора, что я все там же.
Похоже, слова сдувает, просят повторить по несколько раз. Опять же
ларингу одеть забыли, ну это я списываю на вчерашние посиделки и
спонтанность мероприятия.
Увлекся
сотовым и не заметил, как по ветру сдуло, уже над Евсино
На 4000 сотик находит родной МТС, набираю
Кушлевича Олега, а он недоступен. Звоню Телегину Леониду, телефон
тоже замерзает. Из общения только рация. Какой то хулиган с более
сильным передатчиком гнусно комментирует мои сообщения, из-за чего
не слышно ребят с подбора.
Увлекся сотовым и не заметил, как по ветру сдуло, уже над Евсино.
Машины сопровождения уже подъезжают, и я четко различаю эту пару,
остановившуюся на трассе. Встаю против ветра и плавно опускаюсь. Они
пару раз переезжают по трасе, дабы быть рядом в момент моего
касания.
На высоте 200 метров малость потрясло. На земле видно, что ветер
приличный, но с 50 начинаю помаленьку его продавливать, S-образно
скидывая высоту.
Всё,
парамотор на земле
Касание, поворот лицом на купол, и маленькая
пробежка по ветру для усмирения. Главное ничего не затекло, ноги
держали, мешком не плюхнулся, руками отработал протаскивание.
Я начинаю щелкать показания из памяти прибора
Весь полет 3 часа 7 минут, а морально на 4-5 готовился
Непонятный выигрыш высоты по А3
Всё.
Народ
выстегивает купол, я начинаю щелкать показания из памяти прибора.
Однако под 50 я на Блюзе еще не летал. И максимальная
высота 6154 метра.
Весь полет 3 часа 7 минут, а морально на 4-5 готовился.
И еще непонятный выигрыш высоты по А3.
Мужики
уже почти свернули тряпку.
Время всего
пол-первого, можно классно отметить. Едем домой, и начинаю
"тратиться" на сотовый. У Олега сожаление, что нет всего трека для
официальной регистрации, но искренние поздравления. У Леонида
вопросы по работе мотора, количеству масла, общие вопросы,
касающиеся погодных условий. Письману Александру в связи с
недоступностью СМСю о достижении. Звоню Венко, он вначале не верит,
но потом повторяю результат набора, и получаю поздравление.
Вот такой полет выходного дня получился.
Благодарности:
Венелину Стайкову (Болгария) - за идею, за объясниение теории
прохождения высотного полета, за вкусную Ракию ;).
Телегину Леониду (Иркутский параклуб) - за хороший парамотор на
котором летаешь и не паришься, за своевременные запчасти по первому
звонку.
Письману Александру (СибАЭРО) - за хорошую консультацию по настройке
мотора, ряд полезных советов и пожелание удачи.
Тарасевичу Владимиру - за компанию.
Лёше, Мише, Егору - за потраченное время, помощь на старте-посадке,
видеосъемку.
Андрей Куринин (akyrinin@ngs.ru)
г.Новосибирск (дилер Иркутского параклуба
http://paraplan.irkutsk.ru)