ОТ АВТОРА
О красоте планерного спорта, как и о музыке, трудно рассказать
словами. Ощущение человека, который летит на крыльях без мотора под
самыми облаками, летит, как птица, невозможно сравнить с какими-либо
ощущениями на земле.
Но планеризм - это не только высокий накал эмоций. Всем известный
летчик, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин считает
планеризм "чрезвычайно важной ступенью в подготовке каждого летчика.
Он воспитывает в большей степени, чем другой вид спорта, смелость,
находчивость, уверенность в себе".
Смелость, находчивость, уверенность в себе!.. Какие еще качества
могут так импонировать молодежи, как эти? Поэтому нет ничего
удивительного, что во второй половине XX века планерный спорт во
всем мире с каждым годом находит все больше и больше почитателей. Во
многих странах всех континентов проводятся национальные и
международные планерные состязания. Международная федерация
авиационного спорта (ФАЙ) регулярно устраивает мировые чемпионаты.
В Советском Союзе планерный спорт имеет давние и славные традиции.
Молодежь любит его и стремится летать. Как и в любом виде спорта,
здесь сменяются поколения спортсменов, и вместо ветеранов приходят
молодые энтузиасты, готовые на новые дерзания. Но молодым часто не
хватает главного в планеризме - опыта. A gm* как известно,
накапливается в результате долгих и очень упорных тренировок на
протяжении многих лет.
Пролетав на учебных, десантных и спортивных-планерах разных типов
свыше тридцати лет, я хорошо знаю цену опыта. Поэтому считаю своим
долгом помочь молодым спортсменам-планеристам побыстрее освоить
вершины мастерства и практическими советами и рекомендациями,
учитывая специфику подготовки спортсменов-планеристов, подсказать им
верные пути к этим вершинам.
Мы хорошо знаем, что основные трудности начинаются именно при
освоении техники и тактики парящих полетов. Молодые спортсмены,
прежде чем выйти на аэродром, изучают в классах много авиационных
дисциплин,-в том числе: теорию полета, метеорологию, штурманское
дело, и, конечно же, постигают теоретические основы техники и
тактики безмоторного полета.
К сожалению, некоторые новички, а порой и молодые
спортсмены-шланеристы относятся к теоретической под готовке иногда с
холодком, полагая, что главное - это сами полеты и усиленные
тренировки в воздухе, которые окупят недостаток теоретических
знаний. Какое досадное заблуждение!
Современный планеризм поднялся до такого высокого спортивного
уровня, что без прочной теоретической базы надеяться не успех не
только на соревнованиях, но даже в тренировочных полетах невозможно.
Вот почему молодым планеристам необходимо помнить о том, что
теоретические дисциплины надо учить, не для того чтобы сдать зачет и
тут же забыть, а для того чтобы знания теории помогли на практике
быстрее и лучше добиваться спортивных успехов.
Эта книга рассчитана в основном на спортсменов второго и третьего
годов обучения, которые знакомы с курсом теории полета, с основами
штурманской и метеорологической подготовки.
В первый год летного обучения новички проходят только вывозную
программу - полеты на буксире за самолетом и в зону. После этого они
снова садятся в учебный курс и осваивают теорию парящих полетов,
чтобы весной выйти на аэродром и продолжить учебу уже по спортивной
программе. В первый год почти в каждом полете с новичком в задней
кабине находится инструктор, который при необходимости помогает
начинающему планеристу в управлении. Приступая к парению, молодой
спортсмен-планерист обнаруживает, что ему оказывают все больше
доверия, чаще и чаще инструктор остается на земле, предоставляя
своему подопечному все больше самостоятельности и свободы действия.
И это понятно. Для того чтобы новичок по-настоящему "оперился", ему
нужно почувствовать не только освобождение от опеки, но и
возрастающее к нему с каждым полетом доверие. Но оказавшись в
планере один на один с небом, молодой спортсмен нередко начинает
ощущать, что одно дело - теория, а другое - практика. По теории было
все понятно, а в воздухе оказывается необходимо знать столько
тонкостей и деталей, которые на занятиях не проходили. Это
происходит потому, что между теорией и практикой у такого новичка
еще нет связующего звена - собственного опыта.
Возможно некоторым читателям многое в книге будет уже известно из
теоретического курса, изучаемого но программе подготовки
спортсменов-планеристов. Но здесь все эти сведения - детали и нюансы
- изложены через призму практического опыта, как своего, так и
известных планеристов, с которыми мне посчастливилось встречаться на
земле и в воздухе на многочисленных соревнованиях и тренировочных
сборах. Этот опыт я собирал и обобщал на протяжении всей своей
долгой спортивной жизни.
Отличное знание техники и тактики парящих полетов - непременное
условие успеха. Без их освоения немыслимо мечтать о спортивном
росте, дальних увлекательных маршрутах, рекордах и чемпионских
титулах на соревнованиях. Но чтобы овладеть в совершенстве тактикой
и техникой парящих полетов, надо немало приложить труда на
тренировках, терпения и любознательности в учебных классах.
Можно усвоить некоторые приемы набора высоты з восходящих потоках
воздуха, но овладеть тактическим мастерством без твердых знаний
теории полета, метеорологии, штурманской подготовки и отточенной
техники пилотирования нельзя.
Чтобы не оказаться в сложном положении в воздухе, где каждая
оплошность или незнание ведет к преждевременной посадке, необходимо
настойчиво учиться. В надежде на хорошую теоретическую
подготовленность, которую вы получили на занятиях в классах, мы не
будем в этой книге объяснять формулу подъемной силы или что такое
компасный курс. Практические советы помогут вам сделать скачок от
первых шагов в воздухе до зрелого мастерства.
Парящие полеты - это творческий процесс, требующий постоянной и
напряженной работы мысли. К сожалению, приходилось встречать немало
планеристов, которые на начальных этапах своей подготовки,
рассчитывая только на механическое перенимание знаний инструктора и
его советов, так и не сумели стать настоящими мастерами планерного
спорта.
Парящие полеты - это основа основ спортивного планеризма. Используя
энергию восходящих потоков воздуха, сможете летать на планере без
капли бензина и без единой "лошадиной силы" на огромные расстояния,
будете подниматься на волновых потоках в стратосферу, сумеете
"оседлать" не покоренные пока струйные течения и благодаря огромной
их энергии пролетать тысячи километров. Это завтрашний день
планеризма, и осваивать его вам.
Двадцать лет назад на соревнованиях в Калуге, когда участники
осваивали полет по 100-километровому треугольному маршруту, из
тридцати участников упражнение выполнил всего лишь один пилот,
пройдя расстояние за 6 часов. Многим тогда казалось, что маршрутные
полеты на планерах - дело случайное. А теперь даже на внутриклубных
соревнованиях 100-километровый треугольный маршрут разыгрывается как
спринтерская дистанция, оставляемая обычно на самую худшую погоду. И
если когда-то на его облет лучшему спортмену понадобилось 6 часов,
то теперь даже новички в соревнованиях затрачивают "а эту дистанцию
на сравнительно тихоходных "Бланиках" в среднем около полутора
часов. Что же касается опытных мастеров, то счет "идет уже не на
часы, а на минуты. Так, мировой рекорд скорости полета на этой
дистанции, установленный планеристом из ФРГ Клаусом Холегхаусом,
равен более 159 км/ч! Ему понадобилось всего лишь 37 минут с
секундами, чтобы пройти этот треугольный маршрут. Но ведь и это не
предел!
Непрестанно совершенствуется не только качество планеров, но и
мастерство пилотов. Теперь на крупных соревнованиях полеты по
500-километровому треугольному маршруту, разыгранному впервые
планеристами социалистических стран на соревнованиях в Польше в 1962
году, стали обычным явлением. И если еще до 1964 года расстояние в
1000 км казалось несбыточной мечтой многих поколений спортсменов, то
теперь официальный мировой рекорд дальности полета равен 1460 км.
То, что сегодня кажется фантастикой, завтра становится для начала
рекордом, а потом - обычным, "рабочим" упражнением. Но для
осуществления этого нужны огромные знания и опыт. Поэтому необходимо
постоянно учиться и учиться!
Параплан, он и в африке параплан.