Полет способом "Дельфин"
За
последние годы в связи с появлением быстроходных плане* ров с
большим аэродинамическим качеством разработана новая тактика
скоростных полетов, которую польские планеристы назвали "Полет
движением дельфина". Кто наблюдал за резвящимися дельфинами, обратил
внимание, что эти животные то всплывают на поверхность моря, то
снова ныряют в глубину, отчего их путь приобретает волнообразный
характер. В некоторых случаях полет на планере тоже имеет
волнообразную траекторию, что и дало спортсменам повод сравнить его
с движением дельфина. Примером такого полета может служить полет под
облачной грядой, когда планер в восходящем потоке то взмывает вверх,
то на переходах снова "ныряет", как дельфин, вниз.
"Бланик" не обладает достаточными летными качествами, чтобы летая на
нем, использовать всегда тактику полета способом дельфин, но знать о
ней, а при подходящих условиях и воспользоваться ею следует всем.
Сущность этой тактики заключается в том, что полет на планере
продолжительное время осуществляется без спиралей для набора высоты
при использовании встречающихся по пути потоков только для
частичного набора высоты в процессе их пересечения, с небольшим
маневром в виде змейки, чтобы продержаться в потоке дольше, не
становясь, однако, в спираль.
Что такая тактика дает? Прежде всего, она позволяет решать с успехом
главный тактический вопрос полета - увеличение путевой скорости.
Ведь при обычной традиционной тактике - набор высоты спиралью -
переход но прямой - значительную часть времени при наборе высоты "на
месте" нельзя использовать на продвижение по маршруту, что
значительно уменьшает путевую скорость, а соответственно, и
дальность полета.
Полет способом дельфин под облачной грядой дает возможность (даже на
тренировочных планерах со средними летными характеристиками) резко
увеличить дальность полета без задержки в термиках или у облаков
для набора высоты. Но облачные гряды, к сожалению, бывают не так уж
часто. Поэтому возник вопрос: а нельзя ли полет способом дельфин под
облачной грядой применить при обычных хороших кучевых облаках или
терминах?
Исследования и практика показали, что при определенных условиях это
возможно.
Для того чтобы лучше понять сущность такой тактики, представим себе,
что летим на планере А-15, максимальное аэродинамическое качество
которого равно 39 (при скорости полета 90 км/ч). Пусть на пути
встретим поток, диаметр которого 300 м, а средняя скороподъемность 3
м/с. Попав в поток, в соответствии с показаниями кольцевого
калькулятора планерист устанавливает скорость полета в диапазоне
между экономической и эволютивной, т. е. для планера А-15 80 км/ч.
Значит, при этой скорости планер пересечет поток по прямой примерно
за 12 секунд. За это время в потоках со скоростью подъема 3 м/с он
наберет 36 м высоты. С этой высоты при качестве 39 можно пролететь
расстояние 1414 м. И если в конце перехода снова встретим такой же
поток, то, уменьшив скорость и не становясь в спираль, сможем опять
набрать высоту и сделать следующий переход к очередному потоку и т.
д. А ведь бывают дни, когда потоки встречаются чаще, а
скороподъемность их еще больше. Значит, в этом случае планер, идя по
прямой и набирая высоту во встречаемых им потоках, будет еще
увеличивать и среднюю высоту полета, которую можно реализовать потом
либо в прирост скорости, либо в дальность перехода без набора
высоты.
Если же мощность потоков будет меньше, например 2 м/с, го при прочих
равных условиях для набора той же высоты (36 м) в потоке потребуется
не 12, а 18 секунд, т. е. на 6 секунд больше. Возможно ли это?
Возможно. Для этого надо лишь сделать в потоке один отворот влево
или вправо (в сторону большего подъема), а затем вывести планер
соответствующим доворотом на линию пути, и он продержится в потоке
дольше. Чем слабее поток, тем этот маневр должен быть
продолжительней, что и позволит набрать нужную высоту для перехода к
очередному потоку, не становясь в спираль (рис. 75). Правда, по
сравнению с прямолинейным переходом. Средняя путевая скорость полета
несколько уменьшится, но все равно она будет довольно большой.
Спрашивается: а не лучше ли стать в спираль и
набрать высоту в центре потока? Подсчеты показывают, что этот прием
оправдывает себя только тогда, когда средняя скороподъемность
потоков более 4 м/с, что в наших широтах бывает редко. Кроме того,
всякий набор высоты спиралью требует расхода времени на
центрирование потока, на борьбу с выносом из потока за счет ветра. А
в полете способом дельфин на это терять время не нужно,
следовательно, путевая скорость полета возрастает, так как змейки и
отвороты требуют менее тщательного центрирования потока. Однако
время нахождения планера в потоке можно увеличить также благодаря
выпуску закрылков. Планер А-15 с выпущенными закрылками может лететь
при скорости всего 65 км/ч. Следовательно, в нашем примере он
пересечет поток не за 12, а за 17 секунд. Это даст прирост еще 15 м
высоты. При маневре змейкой продолжительность нахождения в потоке
возрастает до 25-30 секунд, и в потоке со скороподъемностью 3 м/с,
не становясь в спираль, можно набрать около 90 м высоты, что
позволит значительно увеличить переходы по прямой между потоками.
Однако при убирании закрылков планер дает просадку, поэтому
пользоваться ими надо умело и при сильных потоках.
Приведенные рассуждения упрощены и дают только общую схему полетов
способом дельфин. Имея технические характеристики планера для
различных режимов полета, можно просчитать ряд вариантов такого
полета в различных условиях погоды. В некоторых случаях обнаружите,
что даже на "Бланике" иногда можно с успехом применять тактику
полета способом дельфин, не только под облачными грядами, но и при
хорошей кучевке или термиках, когда потоки отличаются большим
диаметром, а расстояния между ними настолько невелики, что вполне
преодолимы при данном аэродинамическом качестве планера и высоте,
набранной за время прохождения планера через поток. Полет на
"Бланике" с применением тактики "дельфин" при благоприятных условиях
позволит пролететь расстояние, большее, чем то, которое было бы
пройдено, если пользоваться обычной тактикой полета с набором высоты
спиралями.
При слабых потоках, когда их скорость не превышает 2 м/с, а
расстояния между ними значительны, тактический прием полета способом
дельфин не приемлем, так как при переходе от потока к потоку планер
будет терять высоту большую, чем набирать при пересечении потоков.
Поэтому полет необходимо выполнять обычным методом с использованием
оптимальной скорости.
В разделе "Восходящий поток и его рациональное использование" мы уже
говорили о необходимости использования для достижения наибольшей
путевой скорости полета наиболее "рабочей", т. e. наиболее
скороподъемной части потока. Это же самое следует делать и при
применении тактики полета способом дельфин. Здесь, при всех прочих
равных условиях, на первый план выступают такие факторы, как
соотношение диаметра потока, его скороподъемности и
аэродинамического качества планера. И, следовательно, полег способом
дельфин будет наиболее эффективен при пересечении потоков именно в
пределах их "рабочей высоты". При достаточной концентрации потоков в
данной местности, когда полет возможен даже с увеличением средней
высоты полета, чтобы не подниматься выше высоты, соответствующей
наибольшей скороподъемности, переход между потоками можно совершать
даже на скорости большей, чем скорость максимального качества.
Однако этот прирост скорости в каждом отдельном случае надо
устанавливать не в зависимости от предполагаемой скороподъемности
потока, к которому переходим, а в зависимости от расстояния между
потоками и набранной за время пересечения предыдущего потока высоты.
Тактика полетов способом дельфин становится все более и более
популярной и приносит хорошие результаты. Сейчас в таблице мировых
рекордов, установленных мужчинами в полетах по скоростным
треугольным маршрутам на одно- и двухместных планерах, уже нет
результатов ниже 101 км/ч. А ведь еще недавно такая средняя скорость
полетов на планерах была мечтой. И нет сомнения, что с каждым годом
не только рекордные, но и обычные величины путевой скорости,
полученные в тренировочных полетах, будут возрастать. Поэтому
следует повседневно осваивать тактику полетов способом дельфин.
Полагая, что в наших клубах будут появляться все более современные
планеры - скоростные, с большим аэродинамическим качеством и мощной
механизацией крыла - нужно быть готовым встретить эти машины хорошо
подготовленными в пилотажном и тактическом отношениях. А для этого в
хорошие парящие дни пробуйте выполнять полеты способом дельфин даже
на "Бланиках".
Параплан, он и в африке параплан.