Приложение
Кольцевая линейка планериста мастера спорта Е.Вачасова
Линейка состоит из "коробочки" и поворотною диска. Для изготовления
"коробочки" необходимо вырезать линейку долета и линейку сносов
(рис. 1), наклеить на лист плотной бумаги (например ватман), а еще
лучше тонкий дюралюминий или текстолит, прорезать в ней окна Л и В
для шкал поворотного диска, согнуть по линиям изгиба к при помощи
заштрихованных (клапанов склеить так, чтобы внутри мог свободно
вращаться диск. Поворотный диск изготовляют путем наклейки заготовок
на линейку долета и линейку сносов (рис. 2) на обе стороны круга,
вырезанного из дюралюминия, текстолита, плотного картона или
склеенного из трех-четырех слоев ватмана. Просверлив отверстия в
центре "коробочки" и диска, последний вкладывают в "коробочку" и
подвижно закрепляют в ней при помощи винта с гайкой. Под винт и
гайку необходимо с обеих сторон "коробочки" подложить металлические
шайбы диаметром 30-32 мм. Поворотный диск следует вставить так,
чтобы шкала (H, L) была с одной стороны со шкалами Vy наб и V на
"коробочке". На диске делают зубцы согласно заготовке. После этого
линейка готова для решения задач.
Сторона линейки с неподвижными шкалами Vу наб и V и подвижной (H, L)
служит для расчета долета. Операцию выполняют очень просто. Находясь
в "последнем" потоке, поворотом диска совмещают расстояние до финиша
со скороподъемностью планера, затем читают против Vy наб по шкале V
значение оптимальной скорости долета, а против стрелки - оптимальную
высоту, на которой следует уходить из этого потока на финиш.
Например, находясь в потоке 1,5 м/с на расстоянии 25 км от финиша в
штилевую погоду необходимо набрать высоту 1380 м и лететь со
скоростью 103 км/ч. по прибору. При долете со встречным ветром его
учитывают доворотом диска против часовой стрелки на определенное
число зубцов, имея в виду, что цена каждого зубца соответствует
скорости ветра 2,5 м/с. При попутном ветре диск следует доворачивать
по часовой стрелке (цена одного зубца та же). Так, если в предыдущем
примере скорость встречного ветра будет 5 м/с, то доворотом диска
влево на два зубца получим потребную высоту 1600 м. При попутном
ветре 2,5 м/с оптимальная высота долета будет равной 1250 м и т. д.
Скорость долета определяется только скороподъемностью и
интенсивностью промежуточных нисходящих потоков. Во всех
рассмотренных примерах она будет равной 103 км/ч. При помощи линейки
долета можно решать и некоторые другие задачи.
Пример 1. Расстояние до очередного потока (облака) 10 км..
Ожидаемая скороподъемность в этом потоке 2 м/с. С какой высоты и на
какой скорости надо делать переход, чтобы закончить его на 400 м?
Решение. Совмещаем расстояние 10 км на диске с ожидаемой
скороподъемностью 2 м/с на "коробочке". Под цифрой 2 указана
скорость перехода 111 км/ч. Против стрелки читаем потребный запас
высоты, равный 620 м.
Следовательно, надо начинать переход, имея высоту 1020 м. В случае,
если ожидаемая скороподъемность будет меньше той, которую имеет
планер, высоту следует набирать до тех пор, пока скороподъемность не
станет равной ожидаемой. Тогда мы придем к очередному потоку на
высоте, большей 400 м.
Пример 2. Расстояние до финиша 21 км, высота 1000 м. Определить
скорость полета для успешного завершения дистанции.
Решение. Совмещаем 100 м (1,0) на диске со стрелкой на "коробочке".
Против расстояния 21 км (на диске 2,1) читаем на шкале V скорость 94
км/ч.
Обратная сторона линейки служит для определения углов сноса планера
(углов упреждения) при наличии бокового ветра. Для этого необходимо
знать угол ветра УВ, его скорость (эти величины известны из
метеоданных) и среднюю скороподъемность планера в потоках на данном
этапе полета (эта величина определяется в воздухе). Для определения
угла сноса УС следует поворотом диска совместить скороподъемность на
диске с углом ветра на "коробочке". Против скорости ветра прочтем
искомый угол. Например, при полете в условиях, когда
скороподъемность 2 м/с, УВ = 30°, V = 6 м/с, угол сноса будет равен
10°.
Параплан, он и в африке параплан.