КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТРЕНИРОВКАМ
В наших спортивно-лланерных организациях необходимо так построить
учебу, чтобы каждый юноша или девушка, приходящие в планеризм, имели
перед собой твердую цель - добиться в планерном спорте как можно
больших успехов. А это требует неустанной работы и
совершенствования, постоянного стремления вперед, к новым
достижениям.
К
тренировочным полетам иадо 'готовиться еще на земле - в учебных
классах, на аэродроме. У нас, к сожалению, слабо разработана
методика таких подготовок. Известный польский планерист Эдвард
Макула считает, что для интенсивных тренировок важны прежде всего
следующие предпосылки;
спортсмен стремится к достижению высоких спортивных результатов и
готов приложить максимум стараний, труда;
располагает достаточным для усиленных тренировок временем для
полетов и имеет в своем распоряжении закрепленный за ним
тренировочный или рекордный планер;
имеет право выбирать задания полета, необходимые для устранения
недочетов, маршрут и время старта;
должен быть убежден, что хорошие результаты на соревнованиях зависят
прежде всего от него самого, качества его подготовки, что в равных
условиях состязаний (при одинаковых планерах) "счастье любит
сильнейших". Не сваливать собственные промахи на неудачи и стечение
обстоятельств.
Как видим, Макула, которого считают одним из лучших планеристов
мира, очевидно, не без основания говорит о требовательности прежде
всего к себе.
Количество планеров в клубах ограничено, да и время и численность
полетов регламентированы программой. Но, так как нельзя иметь все
условия для тренировок, требовательность к себе ни в коем случае не
снижайте. Наоборот, раз возможности для тренировок ограничены, то
надо сделать все, чтобы каждый полет был максимально полезным.
Подготовку к летному сезону начинайте еще зимой. Помимо общих
теоретических занятий, проанализируйте прошлый летный сезон,
извлеките из него максимум полезных для себя выводов. Мг-кула
предлагает целый круг вопросов, которые должен ставить перед собой
каждый пилот. Вот некоторые из них.
Анализ прошлого сезона слагается из анализа всех тренировочных,
нормативных полетов или полетов на соревнованиях, в том числе и
неудачных, либо запланированных, но не выполненных (почему, в чем
причины неудачного планирования), а также общего анализа участия в
состязаниях (внутриклубных, областных, зональных и т. д.) и
достигнутых в них результатов.
При рассмотрении каждого полета опирайтесь на записи в "Рабочей
книжке пилота", замечания инструктора, собственные записи о
допущенных ошибках или тактических удачах, а также на анализ
барограмм полетов, которые необходимо сохранять. При этом надо
ответить на следующие конкретные вопросы:
Было ли упражнение дня (тренировки, соревнования) подобрано в
соответствии с погодой, отвечало ли оно метеорологическому прогнозу
и ситуации на синоптической карте?
Отвечая на этот вопрос, спортсмен еще раз вспомнит метеорологическую
обстановку дня (для этого о погоде тоже следует вести записи) и
сделает для себя выводы.
Своевременно ли взлетели для выполнения упражнения (рано, вовремя
или поздно) и к каким последствиям это привело?
Вовремя ли состоялся уход на маршрут и в наивыгоднейших ли
погодно-тактических условиях стартовали?
Соответствует .ли достигнутый результат (дальность, средняя скорость
полета, выигрыш высоты и т. д.) условиям погоды?
Как выглядит ваш результат по отношению к результатам других
планеристов, стартовавших на однотипных планерах и в таких же
условиях?
Что показывает детальный анализ барограммы полета? (Средняя
скороподъемность, средний .набор высоты в потоке, дальность
переходов, количество наборов высоты, минимальная и максимальная
высота полета и т. д.)
Какие решения оказали основное влияние на дальнейшее протекание
полета, были ли они правильны или неправильны в сложившихся
обстоятельствах? (Если правильны, то почему? Неправильны, к каким
это привело результатам?)
Были ли в полете периоды невнимательности, несобранности,
недисциплинированности, ослабления требовательности к себе, плохое
самочувствие? (Их продолжительность, причины и конечное влияние на
весь полет.)
Были ли в полете трудности в .пилотировании (например, при плохой
видимости земли, при затягивании в облака, при сильной
турбулентности и т. д.). Как вы с ними справились и каково их
влияние на результат полета?
Правильно ли определялись скорости переходов в зависимости от
скороподъемности .потоков и длины переходов? (Пользование
калькулятором оптимальных скоростей.)
Как был построен долет? (Оценка теоретических знаний, их
практическое применение - калькулятор, проводимые в воздухе
подсчеты, подготовка полетной карты.)
Насколько верно в течение полета определялись ожидаемые потоки под
облаками, стадии, их развития и вообще ъся термическая обстановка?
iB какой степени использовалась информация с других планеров: с
помощью визуального наблюдения за 'их полетами либо с помощью
запросов по радио?
Вот примерная, хотя и не исчерпывающая, но довольно полная схема
анализа каждого полета. Рассматривая полеты, необходимо не забывать
об обеспечении их безопасности, Ни азарт на соревнованиях, ни борьба
за результаты не могут оправдать даже малейших предпосылок к летным
происшествиям.
С этой целью при анализе полетов на соревнованиях надо обратить
особое внимание на стиль выполнения упражнения. Здесь любая
спортивная смелость и риск прежде всего должны базироваться на
твердом расчете и знаниях. Ведь не оправданная опытом и спортивным
уровнем "погоня за медалями", т. е. высокими результатами любой
ценой, как известно из практики, приводит, в подавляющем большинстве
случаев, либо к вынужденным посадкам, либо к ситуациям, которые
нередко граничат с аварийным исходом, а то и кончаются им.
Определенный риск и лишь в вопросе выполнения или невыполнения
задания можно допускать только в рекордных полетах, когда от каждой
секунды зависит, быть или не быть рекорду. Если, например, набор
гарантированной высоты долета или перехода влечет за собой потерю
необходимой скорости, то 'можно и нужно рассчитать переход или долет
(как и другие этапы полета) в обрез запаса высоты, что позволяет
сэкономить необходимые секунды.
Анализы полетов на соревнованиях надо проводить особенно тщательно,
еще шире, нежели в приведенной схеме. Необходимо разобраться,
правильно ли вы готовились к ним, достаточно ли было тренировочных
полетов и отвечали .ли они всем тем требованиям, которые ставились
на состязаниях. Немаловажную роль играет и то, насколько хорошо
спортсмен знает правила соревнований, формулы начисления очков, была
ли на соответствующем уровне ваша теоретическая и тактическая
подготовка? На соревнованиях приходится пользоваться тактикой
групповых полетов. Проанализируйте, как сотрудничали с другими
пилотами. Не забудьте вспомнить, как использовали промахи или удачи
конкурентов при выполнении собственного полета.
Ведь все это - опыт. Осмысление его, отбор ценных приобретений и
отказ от некоторых тактических вариантов должны пригодиться в
наступающем сезоне.
И, наконец, последний пункт анализа прошлого сезона - разбор и
оценка незавершенных полетов, рекордных попыток, заданий инструктора
или тренера. Что послужило причиной их невыполнения.
Это необходимо для того, чтобы в следующем сезоне не повторять одних
и тех же ошибок. Вы собирались осуществить рекордную попытку, но
даже не поднялись в воздух? Неправильно дали оценку погоде? Не
подготовили вовремя к полету материальную часть, упустили время для
вылета? Не оказалось барографов? Что необходимо предпринять, чтобы
подобного не повторилось вновь?
И даже анализ запланированных, но несостоявшихся полетов тоже
необходим, так как это поможет устранить промахи и недочеты, а также
принять организационные меры в масштабах планерного звена или клуба.
Вот такой всесторонний анализ прошлого сезона позволит выяснить
слабые места и недостатки в спортивной подготовке, на которые
спортсмен в наступающем сезоне обратит внимание в первую очередь и
устранит их как можно быстрей. А для этого нельзя надеяться только
на память, необходимо вести детальные записи, иметь рабочую книжку,
фиксировать все замечания инструктора или тренера.
К сожалению, в рабочих книжках пилоты-планеристы почти ни в одном
авиаспортклубе не записывают метеообстановку, сопутствующую полету.
А для анализа это крайне необходимо. Поэтому каждому спортсмену
рекомендуется уделять хотя бы несколько строк и на характеристику
погоды. Хорошо ее записывать на обратной стороне барограмм. Краткие
записи о том, как изменялась погода на протяжении всего маршрута,
позволят до тонкостей анализировать полет и извлекать из него
максимум выводов, а следовательно, и пользы.
Параплан, он и в африке параплан.