НЕМНОГО О ФИЗКУЛЬТУРЕ
Казалось
бы, зачем планеристу какая-то особая сила и выносливость, если с
усилиями на ручке управления современного планера справиться легко.
Но не спешите с ответом. Как правило, обычный парящий полет длится в
среднем 4-6 часов, а рекордный - 8-10 часов. За это время планерист
пролетает 300-600 км и более, выполняет в общей сложности около 500
спиралей. Если учесть, что при спиралях с креном в 60° вследствие
центробежной силы на летчика действует двукратная перегрузка, а в
тесной кабине можно сидеть только в одном положении и нельзя ни
привстать, ни размяться, то, оказывается, для полета на планерах
надо быть достаточно выносливым и закаленным спортсменом.
Когда начнете тренировочный полет, то обнаружите, что при желании
продержаться в воздухе как можно дольше, через 2-3 часа полета уже
устаете: затекают руки и ноги, ноет спина. И это естественно. Даже
высидеть 2-3 часа в тесной кабине трудно, не говоря уже о 8 и более
часах, которые необходимы в полетах на дальность или по большим
замкнутым маршрутам. Если же учесть, что полет требует постоянного
управления планером, сопряжен с перегрузками на организм, и
спортсмен все время находится в состоянии повышенной активности, то
ему трудно без привычки мобилизовать все свои силы. Вот почему
совершенно недопустимо халатное отношение к режиму дня и общей
физической подготовке.
Один из старейших планеристов, Герой Советского Союза, заслуженный
летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин даже на соревнованиях в
Сумах, когда возглавлял судейскую коллегию, занимался усиленной
утренней зарядкой. Спорт помог ему сохранить силы и выдержку и до
сих пор. Известный украинский планерист Альберт Дурнов - мастер
спорта по акробатике. Неоднократный чемпион Советского Союза по
планерному спорту Юрий Кузнецов - всесторонний спортсмен, мастер
спорта по прыжкам с парашютом. Один из лучших эстонских планеристов
Иллар Линк - мастер спорта по лыжам.
Чем лучше общая физическая подготовка планериста, чем больше он
занимается различными видами спорта при прочих равных условиях, тем
лучше, как правило, и его успехи в полетах.
Если вы хотите хорошо летать, но чувствуете, что недостаточно
физически подготовлены, не откладывайте занятий физкультурой,
начните хотя бы с регулярной утренней зарядки.
Нередко в парящих полетах складываются ситуации, которые требуют
быстрой реакции, мгновенных решений и большого хладнокровия.
Спортсмен обязан являться на полеты хорошо отдохнувшим, бодрым,
энергичным и с желанием летать. Без правильного режима такое
состояние поддерживать невозможно. Плохое самочувствие, усталость в
полете дают себя знать сразу. Из-за нарушения режима, пренебрежения
к физической подготовке некоторые планеристы вынуждены прекращать
полет преждевременно, совершать вынужденные посадки.
Не пренебрегайте рекомендациями и советами врача. Очень памятный
случай до сих пор не забыли планеристы Киевского авиаспортклуба.
Дежурный на старте врач заметил, как одна опытная планеристка,
готовясь к рекордному полету, присела перекусить под крылом планера.
- Алла, - сказал он ей, - не рекомендуется есть докторскую колбасу,
сейчас стоят очень жаркие дни, она быстро портится...
- Что вы, доктор, - улыбнулась спортсменка, - я очень люблю эту
колбасу, немножко перед полетом заправиться не мешает...
Кто бы мог подумать, что из-за этого кусочка колбасы сорвется
всесоюзный рекорд! А именно так и случилось. Погода была прекрасная,
Алла быстро долетела до намеченного пункта, но возвратиться на
аэродром уже не смогла - в полете она почувствовала отравление. В
результате - вынужденная посадка на поворотном пункте...
Как видите, в летном деле не бывает мелочей. Чтобы с вами не
случились подобные неприятности, следует проявлять больше любви и
преданности планерному спорту. Они помогут избавиться ог мелких
искушений, не позволят нарушать режим. Все эти потери с лихвой
компенсируются тем огромным, пожалуй, ни с чем не сравнимым
удовольствием, которое приносят парящие полеты.
Параплан, он и в африке параплан.